Раз уж зашла тут речь о поминовении Ушедших, то вот вам давно обещанная подборка фотографий с местных обычных городских кладбищ.
Поскольку во время О-Бона все обязательно посещают кладбища, поклониться могилам своих предков, мы тоже посетили. И еще одно кладбище в Киото я посетила с чисто экскурсионными целями еще в начале мая. Так что фотографии у меня с двух кладбищ: одно в Кисиваде, второе - недалеко от нашего дома в Киото. В сущности, разницы между ними никакой. И все остальные кладбища, которые я тут когда-либо видела, мало отличаются от этих. Будем считать, что примерно так и выглядит типичное городское кладбище в Японии.
Многие городские кладбища, особенно старые, располагаются рядом с каким-нибудь буддийским храмом, потому что обычно хоронят тут по буддийскому ритуалу. Детали обряда сильно зависят как от того, к какой буддийской секте принадлежала семья умершего, так и от местных традиций. Про похороны, в которых мне довелось участвовать, расскажу как-нибудь в другой раз. Но без буддийского священника и храма тут редко дело обходится. Однако же, не все кладбища имеют свой храм. Новые кладбища и деревенские очень часто расположены прямо внутри городского квартала, отделенные от него оградой, либо на склоне горы, где жилая застройка затруднительна.
Но где бы ни располагалось кладбище, на его территории всегда есть три обязательных “вещи”:
1. Одна или (чаще) целый ряд статуй Дзидзо - бодхисатвы, по поверьям помогающего грешникам в аду.
Все они традиционно украшены красненькими передничками (иногда и шапочками, если вид статуи это позволяет). Есть место для парных букетиков цветов и маленький стаканчик для специальных благовонных палочек. Очень часто постамент статуи имеет небольшое углубление по центру. Для воды. Часто можно встретить и отдельно поставленную чашечку с водой на постаменте, вот как на этом снимке слева. Чтобы духи, посетившие место своего упокоения, после долгой дороги на землю могли утолить жажду.
Первое время после похорон и в дни поминовения такие чашечки стоят почти везде. В другие дни - как придется.
Таких коллективных или одиночных статуй Дзидзо на кладбище может быть несколько, особенно, если кладбище большое.
2. Место, где в свободном доступе лежат всякие вещи, надобные для ухаживания за могилой:
Ведра для воды (крантик с водопроводной водой имеется обязательно), ковшики. Мусорные контейнеры. Веников и прочего обычно нет. Поскольку содержание самого кладбища в пристойном виде - задача специального служащего. А местные могилы так устроены, что ведра с водой и ковшика достаточно для ухода.
3. Небольшая горка - коллективная могила для не имеющих потомков.
Тут хоронят тех, у кого не осталось близких родственников, способных заботиться о могиле. Также сюда переносят верхние камни со старых захоронений, за которыми давно никто не ухаживает (т.е. живых родственников тоже уже не осталось). Тогда старая могила отдается под новые захоронения.
За этой коллективной могилой ухаживает кладбищенский смотритель. Остальные могут оказать свою посильную помощь, например, поставив благовонные курения или цветы.
4. Типичный вид:
Это недалеко от нашего дома в Киото. Хорошо видно окружающий городской пейзаж: на заднем плане дома, слева - скоростная автодорога.
Камень, используемый для надгробных памятников, - разные сорта гранита. Чаще всего - светло-серый. Но бывают и других цветов, особенно современные. В местном климате даже гранит постепенно разрушается и по состоянию камня можно примерно оценить возраст надгробия (очень примерно!).
4а.
Участок новых захоронений на кладбище в Кисиваде. Такие светленькие, чистенько-гладенькие. 5. Старые могилы.
5. Старые могилы.
А этим около 150 лет, как удалось расшифровать по надписям. Когда-то тоже были гладенькие и блестящие. Обдирать лишайники и плесень со старых камней тут не принято, как не принято и обновлять старые камни. Это история данной конкретной семьи. Ее не принято обновлять.
6. Если семья старая, большая и с солидным весом в обществе, то для новых поколений Уходящих ставят отдельное надгробие на том же участке.
Это могильный комплекс одной семьи, но разных поколений. По состоянию камня хорошо видно разный возраст захоронений. Хотя, похоже, во время каких-то последних похорон камни на могилах “перепутали”. Не очень понятно зачем.
Да, камни эти не зафиксированы жестко. По сути это - пирамидка. И во время очередных похорон камни последовательно снимают и кладут урну с прахом (или только прах) в основание самого нижнего. Иногда просто в землю, иногда есть специальная камера в основании памятника.
7.
Это тоже комплекс одной семьи. Что семья одна и та же видно и по общему “бордюру”, и по одинаковым гербам. Два соседних надгробия - примерно одного возраста. Вероятно, это две относительно независимые ветви одной семьи.
8.
Относительно свежие могилы одной семьи, двух раздельно живущих ветвей этой семьи. То, что это именно могила, а не место под нее, видно и по чашкам с водой, и по маленьким подставочкам под благовонные палочки. Но надгробия, мягко говоря, скромные. Похоже, семьи сильно небогаты. Самый дешевый комплект надгробного камня традиционного вида стоит тут около 3000 долларов. Хотя, может, потом поставят более солидный постоянный памятник. Торопиться некуда.
9.
Давненько никто не приходил…
10.
Еще одна могила на две ветви одной семьи. А спереди - отдельная могилка. Вместо обычного куба стоит статуя Дзидзо, так что, возможно, это могила ребенка. Судя по количеству цветов и их свежести, посещают ее часто.
11. Хотя нестандартные надгробия тоже встречаются.
Статуя неизвестно кого. Судя по состоянию камня, не меньше сотни лет. Цветы стоят, значит, могилу посещают.
12.
Здесь интересно: слева - старый памятник, несколько десятков лет, довольно простой; посередке - современное скромненькое надгробие, справа - новый, очень дорогой памятник из нестандартного черного гранита. И все - под одной фамилией и на одном участке. Историю семьи сами придумаете?
13. Обычно в Японии (как и во многих других местах) размеры участка под семейную могилу и размеры памятника прямо пропорциональны богатству семьи и ее положению в обществе. Хотя особо престижных кладбищ нет (за исключением кладбища Окуноин на Коя-сан). Хоронят либо на родовом кладбище вместе со всей семьей, либо на ближайшем к дому (если семья живет далеко от родины своих предков).
Совершенно типичное семейное надгробие. Семья солидная, с весом в обществе и достатком. Явно живут где-то недалеко в Киото уже не одно поколение.
14. Могилы времен Второй Мировой.
В прошлом посте я упоминала, что во время войны в Киото было несколько военных баз, одна из которых была недалеко от этого кладбища. Могилы военных (со звездочками) и даже одна могила моряков (третья справа, с якорем). Такие вот стандартные обелиски, обычно несколько в ряд и явно одного времени, есть практически на каждом старом кладбище. Если судить по надписям на камнях, это не персональные захоронения, это братские могилы. Есть списки, в которых (по идее) указано, кто именно захоронен под определенным надгробием. Но, насколько я знаю, это не всегда так. Безымянные жертвы тоже были, похороненные вместе с остальными.
15.
Очень старые могилы. Лет 150-200, судя по виду. Но за ними явно кто-то ухаживает и посещает. Похоже, лет 150 назад семьи были небогаты: и памятники скромные, и нет места для новых памятников. А потомки живут где-то недалеко. Хотя самим им тут места нет, но предков не забывают.
16.
Вот забавно-трогательная могилка (насколько это вообще может быть забавным): рядом с новым и дорогим памятником поставили емкость для сакэ. Ящичек такой с краником. Может, покойный любил приложиться к бутыльку, а может, родичи позаботились о том, чтобы всегда иметь, чем помянуть.
17.
Кладбище в Кисиваде, старые могилы. Как видите, ничем не отличается от того, что в Киото. Может, просторнее немного. В маленьком городке (бывшей деревне) земля дешевле, чем в старом городе.
18. А это - наше.
Семейный памятник. Пока тут покоятся только родители свекра.
Вот помру, сюда же положат то, что останется.